На этой неделе мы сажали картошку, возили сено, молоко и пахали целину. Скажете, что мы перепутали время года или заработались на своих приусадебных участках? А вот и нет! Мы были в Белгороде на Всероссийском конкурсе "АгроНТИ для учащихся сельских школ". На полигонах встретились команды Новосибирской, Московской, Ростовской, Тульской, Белгородской областей, Приморского края, Краснодарского края, Ставрополья и Ленинградской области. АгроКоптеры, АгроМетео, АгроКосмос и, дисциплина в которой мы принимали участие, АгроРоботы.
АгроРоботы: полигон, имитирующий реальные сельские условия - есть и разбитые дороги и крутые подъемы со сложным рельефом; и задачи под стать тематике соревнований - собрать кипы сена и отвезти в коровник, перевезти молоко, вспахать поле. Поначалу, шестиколесные полноприводные роботы с пластиковыми редукторами, хотя и с очень интересной подвеской, не сильно впечатляют, но за два дня начинаешь проникаться уважением и к конструкции робота и к построенному полигону. Не знаем, вольно или невольно у организаторов получилось построить препятствия "на грани", действительно отлично имитирующие реалии сельской жизни и раскрывающие потенциал робототехнических конструкций: чуть сложнее полигон и ни один робот не выдержал бы первой попытки, чуть мощнее конструкция и трасса показалась бы детской игрушкой.
Мы взяли первое место, с первой попытки мы набрали недосягаемые для остальных 1760 баллов. Немного подрастерявшись, Александр, наш участник и оператор робота, проехал по уже выполненному заданию "пашня" и ему сняли баллы за это задание. Тем не менее, превзойти эти 1760 не смог никто.
Как так получилось?
Первое, это опыт. На самом деле, мы еще ни разу не участвовали в Кубке РТК, да и не про этот опыт мы говорим, мы о том опыте, что зарабатывается на соревнованиях. Мы понимаем ЧТО такое состязания и мы выкладываемся. Наполовину мы не делаем, если мы едем, мы просчитываем всё. Да, порой ошибаемся, порой не все идет как надо, как мы расчитывали, но если мы едем, мы чувствуем силу, ребята уверены, что они не последние, что они заслужили это участие.
Второе, это работа. Мы ломали редукторы, мы меняли колеса, мы пилили пилкой для ногтей алюминий захвата на роботе, мы вгрызались в победу, мы жгли сервоприводы (простите нас разработчики роботов), но мы поняли предел конструкции и прошли на грани, и здесь просто первоклассно сработал Саша: несмотря на более зубастые покрышки спереди, ни один редуктор не захрустел после двух дней работы - это работа на грани, пределе, это помогло нам выйти вперед.
Третье, это тактика. Построить оптимальный маршрут и пройти не смотря ни на что, это еще и выдержка. Не вспотеть, остаться с холодной головой в конце восьмой минуты заезда, не гонять робота и не участвовать в тренировках, понимая, что новое ты не сделаешь, а моторы угробишь: вокруг суета, тесты, волнение и твоя дисциплина и ожидание.
Независимо от результата, в каждом соревновании ребята выигрывают, их выигрыш, это крупицы знаний, опыта; из этих крупиц вырастает понимание, понимание своего дальнейшего пути развития и понимания того, что каждое решение имеет свои последствия и принимать эти решения, значит принимать ответственность.
Но это все лирика и педагогическая серьезность, а на самом деле, мы с детьми ловим "фан", кураж! Это не обучение через игру, это обучение через интерес и правильно поставленные цели.
Мы едем в поезде обратно (боковушки на плацкарте - боль, запах курицы из соседних отсеков под разговоры о будущем России и традиционное: уступите нижнюю полочку), заветный приз за первое место серьезно поднимает настроение.
Что было бы, если бы мы не взяли первое место, да и вообще не стали бы призерами?
Ребята, да такого быть не могло бы :) И уж позвольте нам сегодня быть столь вызывающе заносчиво хорошими :)
А завтра? Завтра мы будем работать дальше, ставить новые цели и двигаться к ним вместе с нашими учащимися.